Суд в третий раз удалил правозащитника с заседаний по делу о пытках в колонии Иркутской области

15 августа 2025·Новости
0 км

Он просил отстранить судью от дела.

Правозащитник Петр Курьянов представлял в суде интересы гражданской жены заключенного, убитого другим осужденным в ИК-15 в Ангарске. Начальство ИК судят за организацию пыток для «перевоспитания» неугодных заключенных. Но 12 августа судья Наталья Пермякова отстранила Курьянова от дела, рассказал правозащитник «Людям Байкала».

Впервые Курьянова отстранили в апреле, когда суд удалил из дела потерпевшую. Несмотря на решение, правозащитник мог находиться на заседаниях как слушатель. 3 июля судья удалила его с заседания, потому что он якобы фотографировал процесс. Курьянов это отрицает.

В июле суд Новосибирска вернул в дело потерпевшую и ее представителя. Но судья 12 августа снова отстранила правозащитника от дела. По словам судьи, Курьянов опубликовал в интернете фото с заседания, просил донаты и этим «противодействовал нормальному ходу» суда.

Незадолго до заседания Курьянов подал заявление об отводе судьи из-за предвзятости. Судья должна была рассмотреть заявление в начале заседания. Но прежде удалила Курьянова из зала и поэтому не рассмотрела отвод.

«Правозащитник отметил, что Пермякова была судьей в другом деле о насилии в иркутской колонии и назначила протестовавшим против пыток большие сроки. “Видел, как каждый раз, когда парни рассказывали о пытках во время следствия, судья Пермякова прерывала их, не желая слушать про пытки ничего!” — рассказал Курьянов».

Потерпевшую Елену Шестакову не допустили на следующее заседание 14 августа. Она отбывает срок в колонии и присутствовала на заседаниях по видеосвязи. По словам судьи, в тот день колония Хакасии подключила по видео заключенных по другим делам.

По делу о халатности судят четырех сотрудников ИК-15, в том числе экс-начальника колонии Сергея Шведкова. Один из обвиняемых, Евгений Тараканов, рассказал, что после пыток в иркутской колонии ФСИН региона решило «сформировать из ИК-15 так называемую карательную колонию по “перевоспитанию” спецконтингента».

По его словам, неугодных заключенных отправляли в колонию, «где специально выделенные под это осужденные причиняли им телесные повреждения, истязали и психологически подавляли, требуя выполнения всех требований администрации учреждений». Тараканов не исключил, что в отношении осужденных могли совершаться преступления сексуального характера.

В 2023 году начальство ИК-15 незаконно перевело группу заключенных в отделение карантина, чтобы они запугали новых осужденных. Один из заключенных толкнул прибывшего Николая Шайхутдинова. Мужчина якобы упал, ударился об пол и скончался в больнице от черепно-мозговой травмы.

Поначалу следователи возбудили дело по статье о превышении полномочий, повлекших смерть. Но позже его переквалифицировали на менее тяжкую статью — халатность. Это позволило отпустить подсудимых из-под ареста. Потерпевшую Шестакову летом 2024 года перевели в колонию в Хакасии, потому что сотрудники иркутской колонии оказывали на нее давление и требовали отказаться от защиты Курьянова.

Курьянов — бывший заключенный. После освобождения он начал помогать осужденным и отстаивает их права более 17 лет. Он представлял интересы потерпевших по делу о массовом изнасиловании заключенных в иркутской колонии.